На Каргалинском меднорудном поле добыча руды велась с середины XVIII в. до 1913 г. Рассмотрен горно-геологический аспект гипотезы археологов о существовании здесь в бронзовом веке Каргалинского горно-металлургического центра. Сделаны следующие выводы. Археологам, геологам и спелеологам не удалось доказать наличие на Каргалинском меднорудном поле шахт, штолен, шурфов и канав, которые отличались бы от горных выработок Нового времени. За отвалы бронзового века археологи приняли хвосты промплощадок Нового времени по ручному обогащению руды. Магическими действиями объяснили рекультивацию горных выработок, производимую в соответствии с требованиями Горного устав. Найденные археологами концевые фрагменты медных кирок-пешней и кирок-кайл не могут служить доказательством добычи руды на Каргалах в бронзовом веке. Инструменты из меди на территории Казахстана применялись для земляных работ во второй половине XIX в. Археологи не смогли доказать наличие на Каргалах горных выработок и отвалов бронзового века. Вышли за рамки естественнонаучных методов изучения мира, углубившись в генерируемые ими же фантазии о сознании древних людей, основанном на магии. Требованиями магии объяснили рациональные действия горняков Нового времени.
Ключевые слова: медистые песчаники, Каргалы, геология, горные выработки.
http://new.chronologia.org/volume16/2019_turin_kargaly_gorno_geol.php
Эпиграф: «прошли три тысячи лет, сменились исторические эпохи, но производство у каргалинских промышленников 18 и даже 19 вв. по существу строились на базе тех же технологических приемов, что были хорошо знакомы еще профессионалам бронзового века. Подобный застой не мог не поражать» [Черных, 1997, с. 50].
1. Постановка задачи
Каргалинское месторождение меди находится в Оренбургской области в верховьях Каргалки и ее междуречье с Янгизом (правые притоки Сакмары). Достоверно известно, что добыча руды на нем велась с середины XVIII в. до 1913 г. По гипотезе археологов на базе этого месторождения в древности существовал Каргалинский горно-металлургический центр. Добыча руды начата в конце IV или на рубеже VI-III тысячелетий до н. э. (ранний бронзовый век). Она осуществлялась до второй половины или последней четверти II тыс. до н. э. (поздний бронзовый век). Период непрерывной добычи составил 2 тысячи лет. Он «завершился совершенно внезапным, полным и поэтому трудно объяснимым исходом древних горняков и металлургов с Каргалов. … Звезда Каргалов вновь поднялась над горизонтом лишь в конце 30-х – начале 40-х гг. 18 столетия … Десятилетие с 1735 по 1744 годы остается пока для нас самым туманным» [Черных, 2002-б, с. 39, 43]. Реально ничего туманного не имеется. Воскресенский завод И.Б. Твердышева и И.С. Мяснякова мог выплавить первую медь из каргалинской руды не ранее 1745 г.
Представляется целесообразным выполнить критический анализ основ гипотезы археологов. Они включают горно-геологический, металлургический, археологический, хронологический и исторический аспекты. В данной публикации рассмотрен горно-геологический аспект. Задача сформулирована в виде конкретного вопроса: «Удалось ли археологам доказать наличие на Каргалах горных выработок и отвалов бронзового века?»
2. Археологическое изучение рудников
Археологическое изучение древних Каргалинских рудников выполнила в 1990-1999 и 2002 гг. Каргалинская комплексная археологическая экспедиция, созданная Институтом археологии РАН. В работах участвовала и группа испанских исследователей. Общее руководство осуществлялось Е.Н. Черныхом. В 90-х годах раскопки производились на склоне холма Горный. Раскопом № 1 (880 м2) изучено селище позднебронзового века. Раскопом № 2 (100 м2) – руины «русского» дома-землянки. Раскопы №№ 3, 4 и 6 (16, 8 и 4 м2) заложены на аномалиях, выявленных по данным электроразведки. Раскопом-траншеей № 5 (36 м2) вскрыт древний карьер. Общая площадь раскопов составила 1044 м2 (не более 3,0-3,5 % площади селища). В 2002 г. раскоп № 6 расширен до 164 м2. Вскрыта шахта и связанные с ней траншеи.
Скальное основание холма сложено серыми или красноватыми пластами песчаника. Они перекрыты плотными красноватыми супесями, суглинками и глинами мощностью 8-9 м. Последние являются «материком» для культурного слоя селища Горное, мощность которого составляет 0,4-2,0, местами до 2,5 м. Выше него почвенный (дерновый) слой мощностью от 10 до 40 см. Культурный слой отнесен к срубной культуре позднего бронзового века. В нем выделены фазы А и В. Фаза В разделена на субфазы B-I, B-II и B-III. И только в раскопе № 2 вблизи «русского» дома выделяется культурный слой Нового времени небольшой мощности.
На Каргалинском рудном поле выявлено четыре курганных могильника – Першинский, Комиссаровский, Уранбаш-северный и Уранбаш-южный, а также одиночный курган рядом с хутором Новенький. Все археологические объекты находятся на правом берегу Каргалки. Раскопки курганов выполнялись Каргалинской археологической экспедицией (Е.Н. Черных), экспедициями Института степи УрО РАН (С.В. Богданов) и Оренбургского педагогического университета (О.И. Порохова и Н.Л. Моргунова). Раскопаны курганы могильников Першинский, Комиссаровский, Уранбаш-южный.
По результатам раскопок на Каргалинском рудном поле опубликованы научные статьи и издана коллективная монография «Каргалы», состоящая из пяти томов. Научно-популярное изложение гипотезы археологов приведено в книге «Каргалы. Забытый мир».
3. Геология
Медистые песчаники и сланцы (один из девяти типов промышленных месторождений меди) развиты в Приуралье в отложениях уфимского, казанского и татарского ярусов перми. На юге региона выделяется Башкирско-Оренбургская меденосносная область, охватывающая территории Республики Башкортостан и Оренбургской области России, а также Актюбинской области Казахстана. В ее пределах выявлено порядка 2800 рудоносных точек [Демина и др., 2011]. Каргалинское месторождение меди относится к этому типу.
Площадь Каргалинского месторождения около 500 км2. Минералы меди находятся в основном в сероцветных полимиктовых косослоистых песчаниках русловых фаций в виде рудных тел. Они являются цементом в песчанике, образуют конкреции и замещают «окаменевшую органику», главным образом, фрагменты стволов деревьев. Оруднение захватывает и «мергели» (реально сильно песчанистые известняки), среди которых залегают песчаники. Рудные тела повторяют форму русел водных потоков. Их длина достигает 1400 м, ширина составляет несколько десятков метров, мощность – от 0,5 до 5,5 м. Минералы меди сульфидные (халькопирит халькозин, ковеллин) и окисленные (малахит, азурит, куприт, хризоколла). Два рудных пласта приурочены к нижней части красноцветных терригенных отложений татарского яруса перми. Между ними толща безрудных красноцветных пород (мергель) мощностью 20-35 м. Неглубоко залегающие рудные пласты перекрыты плотными красноватыми супесями, суглинками и глинами мощностью в несколько метров, но в оврагах они обнажаются. В 1929-1932 гг. месторождение разведано колонковым и ударно-вращательным бурением (пробурено более 800 скважин). Уточнено его геологическое строение, выполнена оценка остаточных запасов меди. Они составили около 3 млн т [Горожанин и др., 2002]. По разным оценкам в прошлом добыто 200-500 тыс. т меди.
4. Технология добычи руды в Новом времени
По правилам Берг-коллегии для добычи руды нужно было утвердить рудник. В современных терминах – горный отвод. Он составлял квадрат со стороной 250 саженей (0,29 км2). В 1748 г. Воскресенским заводом на Каргалах обозначено 382 заявки на горные отводы. В 1758 г. завершена покупка земли у башкирских родов [Черных, 2002-б].
Во время крепостного права на продукции каргалинских рудников работало несколько медеплавильных заводов, принадлежащих государству и частным лицам [Докладная записка, 2002]. Воскресенский, Верхнеторский, Вознесенский, Курганский, Богоявленский, Архангельский и Благовещенский находились за рекой Белая на краю горных лесных массивов. К востоку от них – Каноникольский и Преображенский. К западу в лесостепной зоне Бугульмино-Белебеевского поднятия – Усень-Ивановский, Нижне-Троицкий и Верхне-Троицкий (Бугурусланский уезд). Ближайшим к рудникам (150-170 верст) был Воскресенский завод. Самым дальним – Благовещенский (340 верст).
От заводов на Каргалах собиралось (в основном, принудительно) до 3 тысяч работников [Докладная записка, 2002]. После 1861 г. их число сократилось в четыре раза. Работы на рудниках носили сезонный характер. Летом велась разведка рудного поля бурением, зимой добыча руды в шахтах. Глубина скважин ударно-штангового бурения достигала 100 м. Бурились они сплошным забоем. Велось опробование шлама на руду [Прокин, 2008]. И.А. Ефремов в своей монографии привел данные из статьи А.И. Антипова (1860 г.). На Каргалинском рудном поле «горные работы … производятся кое-как, вне установленных правил, большей частью без крепей и маркшейдерских планов. Всюду, где только в этом представляется возможность, идут сплошной добычей. Горизонтальные выработки неправильных очертаний и размеров, изгибающиеся во все стороны. Вершина их большей частью 8 или 9 четвертей [1,4-1,6 м]» [1954, с. 42]. После 1861 г. разведочное бурение было практически прекращено. Вырабатывались уже известные пласты и жилы. По старым шахтам и штрекам работали старатели [Докладная записка, 2002].
Руда обогащалась вручную. Затем ее перевозили гужевым транспортом на медеплавильные заводы. Они не могли быть построены в степной зоне рядом с месторождением. Для производства меди нужен был лес (древесный уголь) и полноводные реки. На реках строились плотины. Вода вращала колеса, которые приводили в движение меха металлургических печей.
5. Горные выработки
Горные выработки на Каргалинском рудном поле включают шахты, штольни, шурфы, канавы и скважины. По мнению археологов, глубина шахт и штолен в бронзовом веке достигала 40-42 м, в Новом времени – более 80-90 м [Черных, 2002-а]. Шурфы и канавы (археологи называют их карьерами) были разведочными. Четыре типа выработок сопровождалось отвалами. Бурение разведочных скважин практиковалось только в Новом времени. Отмечено, что «выработки бронзового века, с одной стороны, а с другой – горные проходки 18 и начала 19 столетий по своей форме практически не различались между собой» [Черных, Лебедева, 2002-а, с. 28]. С этим согласен и автор монографии [Григорьев, 2013]: «отличить древние разработки от разработок XVIII-XIX веков нет никакой возможности» (с. 360).
В 90-х годах прошлого века подземные выработки Каргалов исследованы спелеологами [Грек, Долотов, 2000]. «Те участки, где работы производились в ХVIII-XIX веках, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся остатки крепей, находки шахтерского инструмента и рисунки, внешне ничем не отличаются от других. По-видимому, все выработки, осмотренные нами, относятся к концу XVIII или началу XIX века. … Совершенно неясно, как рудники бронзового века, осмотренные Рычковым …, могли хорошо сохраниться в течение, по крайней мере 3-4 тысячи лет, если ныне входы в выработки ХVIII-ХIХ веков почти не сохранились». То есть, авторы прямо написали, что горные выработки, которые можно отнести к бронзовому веку, они не встретили.
В 2016-2017 гг. в рамках гранта РФФИ №16-06-00232 геологами и археологами изучены древние рудники меди Степного Приуралья, включая объекты Каргалинского рудного поля. Определена геохимическая специализация медных руд. Для двух образцов Каргалов – «свинцовая», для одного – «серебро-свинцовая» [Юминов и др., 2017]. Другие результаты фундаментального исследования пока не опубликованы. В статье приведено и важное заключение по интересующему нас вопросу. «Из-за сходства в технологии и методике добычи медных руд, применявшихся на древних и старинных объектах, на основании исключительно морфологических признаков выработок определить возраст рудников является крайне проблематичным. Зачастую более поздние разработки медистых песчаников («Новые рудники» XVIII–XIX вв.) закладывались по заброшенным карьерам и шахтам бронзового века. Для достоверной датировки рудников необходимо проводить тщательную археологическую разведку и знакомится с архивными материалами» (с. 123).
Рис. 1 – Поланиграфическая схема сакрально-поисковых
траншей и разведочных шахт на холме Горный
[Черных и др., 2004, рис. 9.7]
|